ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Проблемы биологии и школы сегодня неотъемлемы от проблем и жизни общества. Прошли те времена, когда биология была экзотическим предметом, рассказывающим о зверюшках, цветках, далеких экспедициях Ч. Дарвина ... Сегодня биология - это проблемы экологического кризиса, роста генетического груза человека, да и всех живых организмов вообще, резкого роста числа заболеваний, исчезновения степей и лесов с их обитателями, загрязнения рек, морей и даже Мирового океана. И проблемы эти встают не где-то далеко, как мы долгие годы писали, а у нас дома - в России, Прибалтике, Средней Азии ... Решение экологических проблем невозможно без всеобщей экологической грамотности. А для обеспечения ее крайне необходимы экологизация всех без исключения школьных предметов и повышенное внимание к школьной биологии, особенно в старших классах. Только так. Ведь многие малые беды, складывающиеся в общенациональную экологическую трагедию, начинаются с экологической и генетической безграмотности конкретных людей - руководителей и исполнителей в центре и на местах. Школьная биология важна и как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растениям, человеку как к удивительному и бесценному вселяет в сердца школьников добро и милосердие, без которых нет личности, нет человека. Со знанием биологии во многом связаны становление мировоззрения, научное понимание мира. В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять - свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только _ личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле - здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в l-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эго может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ) (профилактическим методикам - оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; использовании дифференцированного обучения, правильного распределения учебной нагрузки в течение урока, использование ситуации успеха на уроках; массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории). Биология – это тот предмет, первоочередная задача которого утвердить в сознании молодежи необходимость здорового образа жизни. К сожалению, в последнее время приходится сталкиваться, мягко говоря, с крайне невнимательным отношением педагогики к проблеме биологического образования. На лицо попытки всеми силами «выжить» биологию из школы. В связи с возникшей тенденцией «свертывания» школьного биологического образования мы сочли необходимым высказать свое отношение к проблеме. Я считаю ненормальным игнорирование предмета биологии в школе, особенно в старших классах. Биология как самостоятельный предмет должна изучаться в школе на протяжении всех лет обучения, причем преподавание предмета должно идти по нарастающей, с учетом возврата к основным понятиям, но на качественно более высоком уровне. Азы биологии должны закладываться в I-V классах в виде курса «Основы естествознания», близкого к современным курсам «Наш край» и «Природоведение». Здесь биология представлена достаточно полно на доступном детям уровне, с учетом конкретных условий местности, особенностей школ и классов (профилированные, национальные, специальные и т. п.). В VI-IX классах должен быть обеспечен биологический «всеобуч», включающий основы ботаники, зоологии, анатомии, физиологии, гигиены и психологии человека, экологии и охраны природы. Это тот минимум, который необходим 15-летнему школьнику для понимания общих принципов развития и функционирования живой природы, организма человека и взаимоотношений человека и природы. Передача биологических знаний должна вестись обязательно с активным участием школьников в этом процессе, что требует создания четких и емких учебников и учебных пособий, разработки альтернативных программ проведения лабораторных работ и семинаров. В старших классах курс биологии должен занимать существенное место. Школа должна обеспечить своим выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранную и генетическую грамотность. Понимание роста генетического груза, связанного с загрязнением среды и продуктов питания, алкоголизмом, наркоманией, применением излишних доз лекарств и синтетических препаратов, убережет нашу молодежь от критических шагов, поможет избежать трагедий в семье и браке. По официальным данным, в стране ежегодно рождается 250 тыс. детей с генетическими дефектами, а 25 % беременностей по генетическим причинам заканчиваются спонтанными абортами. Вряд ли достаточную грамотность могут обеспечить факультативы. Нужны теоретические, фундаментальные знания. Без них не обойтись и в сельском хозяйстве при внедрении новых пород животных и сортов растений, биологических методов защиты растений и т. п. Да и развитие медицины невозможно без биологически грамотных работников всех звеньев: от санитарки до ведущих специалистов. Ну и конечно, охрана природы на местах требует и общебиологических, и специальных экологических знаний, иначе все наши желания и природоохранные движения останутся данью моде. Ведь заводы, рудники, источники энергии все равно нужны, их будут сооружать. Но экологически чистыми они будут лишь в том случае, если еще при планировании их профиля и места расположения будут исходить из требований экологии. А без базовых экологических и биосферных знаний у всех участников создания технологии и строительства, скажем, завода это нереально. Надеяться, что для этого будет достаточно знаний, полученных при изучении сжатого до предела школьного курса биологии,- иллюзия или явное нежелание вывести наше образование на широкую дорогу в 21 век, который часто называют биологическим. Лишить школу биологии,- значит срубить сук, на котором мы сидим. Что будет после этого, остается только гадать, но хорошего ждать не приходится. Нельзя забывать, что здесь мы начинаем экспериментировать над детьми, над нашим будущим. И даже не подумав как следует, и не обратившись к опыту других стран, и собственный опыт, хороший и плохой, не проанализировав.
|
|
|
© vseproshkolu |